Схема взаимодействия специалистов в коррекционной работе

Схема взаимодействия специалистов в коррекционной работе

1 Нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования и психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья


2 Региональный уровень Законодательно-правовые документы региона (области) Уровни нормативно-правового обеспечения специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного пространства Федеральный уровень Законодательно-правовые акты Российской Федерации Муниципальный уровень Нормативно-правовые акты города Субмуниципальный уровень (нормативные документы района) Международный уровень Международные нормативно-правовые акты Локальные акты ОУ


3 Международные нормативно-правовые акты Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах умственно- отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН г. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН г. Деонтологический кодекс. Принят в Страсбурге г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, г. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10 пересмотра (МКБ 10).


4 Международные нормативно-правовые акты Деонтологический кодекс. Принят в Страсбурге г. Включает 4 документа: основные обязанности психотерапевта; обязанности психотерапевта по отношению к пациенту; информация психотерапевта своим коллегам, другим профессионалам в области здоровья и учебным заведениям; применение деонтологического кодекса. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями: признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»; декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей»; призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»; одобряет Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями.


5 Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Приняты на Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, г. Разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в области образования лиц с особыми потребностями, опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Концепция инклюзивной школы. Основной принцип инклюзивной школы - все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным. Руководящий принцип - школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено. Родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей. Обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса. В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования. Службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь политики в области инклюзивного образования.


6 Законодательно-правовые акты Российской Федерации «Об образовании» от г. 12 ФЗ (в редакции ФЗ 68-ФЗ от г.). Ст. 50, п.10. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124-Ф3 от (в ред. от г.). Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от г. (в ред. от г. 78-ДВ). Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой г. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от (в ред. от г.). Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ от г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от N 393). Письмо МО РФ от г /16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования.


7 Закон РФ «Об образовании» от г. 12-ФЗ (в редакции ФЗ 68-ФЗ от г.). Ст. 50, п.10. Глава V СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.


8 Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Основные термины. Участники отношений. Цели специального образования. Законодательство Российской Федерации, государственная политика в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. ГЛАВА II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья, их государственное обеспечение. Формы получения специального образования. Обучение на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения. Интегрированное обучение. Специальные образовательные учреждения. Логопедическая служба. Центры реабилитации. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специальные государственные образовательные стандарты. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико- социальные экспертные комиссии. ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Органы управления специальным образованием. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений; лицензирования, аттестации, аккредитации образовательной деятельности специальных образовательных учреждений. Контроль за деятельностью в области специального образования. ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Финансирование специального образования. Материально-техническая база, научно- методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений. ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ. Подготовка специалистов в области специального образования. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования. ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


9 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 124-Ф3 от (в ред. от г.). Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети с отклонениями в поведении. Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры. Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА Глава IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА


10 Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ от г. (в ред. от г. 78-ДВ). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Глава I. Общие положения Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Глава I. Общие положения (ст.ст ) Глава II. Медико-социальная экспертиза (ст.ст ) Глава III. Реабилитация инвалидов (ст.ст ) Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов (ст.ст ) Глава V. Общественные объединения инвалидов (ст.ст ) Глава VI. Заключительные положения (ст.ст )


11 Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от (в ред. от г.) Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации. Раздел I Общие положения Статья 1. Психиатрическая помощь и принципы ее оказания (1) Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. Статья 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью (1) Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. (2) Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 8. Запрещение требования сведений о состоянии психического здоровья При реализации гражданином своих прав и свобод требования предоставления сведений о состоянии его психического здоровья либо обследования его врачом- психиатром допускаются лишь в случаях, установленных законами Российской Федерации.


12 Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от (в ред. от г.) Статья 9. Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Раздел IV Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания Статья 23. Психиатрическое освидетельствование (1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. (2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого; в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - по просьбе или с согласия его законного представителя. Статья 42. Основания и порядок помещения несовершеннолетних в психоневрологическое учреждение для специального обучения Основаниями для помещения несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, страдающего психическим расстройством, в психоневрологическое учреждение для специального обучения являются заявление его родителей либо иного законного представителя и обязательное заключение комиссии, состоящей из психолога, педагога и врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о необходимости обучения несовершеннолетнего в условиях специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития.


13 Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ от г. Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения 1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции: 6) создают Психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних. Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием 3. К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся: 3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. 6. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.


14 Законодательно-правовые документы Челябинской области Закон Челябинской области «Об охране и защите прав детей в Челябинской области. Принят постановлением Законодательного собрания Челябинской области от г Постановление Губернатора Челябинской области 512 от г. «Об утверждении примерного положения о психолого-медико-педагогической консультации». Инструктивно-методическое письмо «О приведении документации ПМПК в соответствие с законодательством РФ и Челябинской области» от г Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, нуждающихся в ППМС помощи» от г Постановление Губернатора Челябинской области 309 от г. «О воспитании и обучении детей-инвалидов».


15 Постановление Губернатора Челябинской области «О воспитании и обучении детей-инвалидов» 309 от г. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов являются расходными обязательствами Челябинской области. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам дошкольного образования, общего образования является одной из мер расширения доступности дошкольного, общего образования, создаёт возможность для воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с учётом их психофизиологических и индивидуальных возможностей, социальной адаптации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, для оказания своевременней консультативно- методической помощи их родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Положение о компенсации затрат родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей-инвалидов.


16 Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда МОУ Закон РФ «Об образовании» от г. 12 ФЗ. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образование)». Принят Гос.Думой г. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от г. 124-ФЗ (в ред. от г.). Письмо МО РФ «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от г ИН/20-4. Распоряжение Правительства РФ «Социальные нормы и нормативы» (о наполняемости специальных групп, специальных классов) от г. 861Г. Письмо МО РФ от «Об организации работы логопункта ОУ». Письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от г. 48. Письмо МО РФ «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе» от г. 29/ Приказ ГУОиН администрации Челябинской обл. «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного общеобразовательного учреждения» от г Приказ ОУ «Об открытии логопедического пункта в МОУ». Положение о логопедическом пункте МОУ. Приказ ОУ «О зачислении на школьный логопункт учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи». Приказ Мо РФ и Гос. Комитета РФ по высшему образованию 463/1268 от г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей). Должностная инструкция (обязанности) учителя-логопеда.


17 Примерная документация учителя-логопеда МОУ Нормативно-правовая документация Годовой план организационно- педагогической деятельности учителя-логопеда Перспективный план работы Календарно-тематический план Планы подгрупповых, индивидуальных занятий График работы учителя – логопеда Циклограмма деятельности учителя – логопеда. Расписание занятий Журнал движения детей Журнал учета посещаемости коррекционных занятий Журнал консультаций Журнал обследования устной и письменной речи учащихся Отчет о профилактической работе Отчет о коррекционно-педагогической работе за учебный год. Индивидуальная карта учащегося Индивидуальные тетради детей по коррекции звукопроизношения. Речевые карты Список детей, зачисленных на логопункт Динамика коррекционного развития (мониторинг) Паспорт логопедического кабинета: Каталог учебных пособий Картотека методических, дидактических разработок


18 Перспективный план коррекционной работы В перспективном плане отражаются основные направления деятельности учителя-логопеда по разделам в соответствии с этапами коррекционной работы. Этапы коррекционного обучения Содержание работы по преодолению нарушений в речевом развитии Грамматические понятия, используемые на логопедических занятиях Содержание коррекционно – воспитательной работы Календарно тематический план фронтальных логопедических занятий с пояснительной запиской Темы занятий Фонетико- фонематичес кие процессы СловарьГрамматически й строй. Связная речь Общеобразова тельная программа ОборудованиеДата проведения занятия Корректи ровка (по теме, дате проведен ия) В пояснительной записке указываются: программа (методические рекомендации) на основании которой составлено КТП, период коррекционно-развивающего обучения, цели и задачи коррекционно-развивающей работы.


19 Журнал движения детей Ф.И. ребенкаДата рождения класс Адрес, телефон Логопедическое заключение Дата зачисления на логопункт Дата выпуска Рекомендац ии Журнал консультаций ДатаФ.И.О консультируемого (возраст, категория (педагог, родитель) ОУ или место работы Заявленная тема консультаций Рекомендации Материалы проведенных консультаций, выступлений оформляются в папку. В этой папке хранятся печатные материалы, проведенной консультативной и профилактической работы.


20 Журнал обследования устной и письменной речи Ф.И уч-сяДата рождения, класс Реальная успеваемость по русскому языку Нарушения звукопроизношения Заключение учителя- логопеда Рекомендации В графе «Рекомендации» указывается рекомендуемое направление («Зачислен на логопункт», «Поставлен на очередь», направлен на ПМПк) Количество классовКоличество, обследованных детей Выявлено с нарушениями речевого развития Направлены на логопункт 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го Отчет о профилактической работе за _____________ уч. год учителя - логопеда МДОУ _____ Журнал обследования устной и письменной речи Ф.И уч-сяДата рождения, класс Реальная успеваемость по русскому языку Нарушения звукопроизношения Заключение учителя- логопеда Рекомендации В графе «Рекомендации» указывается рекомендуемое направление («Зачислен на логопункт», «Поставлен на очередь», направлен на ПМПк) Количество классовКоличество, обследованных детей Выявлено с нарушениями речевого развития Направлены на логопункт 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл Все го Отчет о профилактической работе за _____________ уч. год учителя - логопеда МОУ _____


21 Отчет о коррекционно-педагогической работе Учителя-логопеда ________________________________ (ФИО) МОУ _____ за 20_____ - 20_____ уч. год (с аналитической запиской по основным пунктам годового плана организационно-педагогической работы) Классы Нарушение устной речиНарушения письменной речи НССЯОНРФФНФмНФнН Заикание Нарушения чтения и письма, обусловленны е НССЯ Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР Нарушения чтения и письма, обусловленн ые ФФН Нарушения чтения и письма, обусловленны е ФмН Выявлено1 класс 2-4 класс Зачислено на логопункт 1 класс 2-4 класс Выбыло1 класс 2-4 класс Отчислено с логопедического пункта 1 класс 2-4 класс Оставлено на логопедическом пункте 1 класс 2-4 класс


22 Разделы индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка Педагогическая коррекция Подгруппа: ___________________________ Регламент работы __________________________ Курируемая функция Основные направления коррекционно- развивающей работы Динамика (положительная, отрицательная, незначительная, волнообразная и др.) Заключение об эффективности коррекционно- развивающих мероприятий за данный учебный год Примечание 1-ое полугодие 2-ое полугодие Медицинская коррекция Медицинские специалисты Назначения, рекомендации врачей учреждения (основные) РегламентДинамикаЗаключение об эффективности медицинских мероприятий за данный учебный год 1-ое полугодие 2-ое полугодие Невролог Психиатр Педиатр Ортопед


23 Лист контроля динамики развития ребенка Итоги усвоения индивидуальной коррекционно-развивающей программы Разделы индивидуальной коррекционно- развивающей программы Динамика за первое полугодие (положительная, отрицательная, незначительная, волнообразная и др.) РекомендацииДинамика за второе полугодие (положительная, отрицательная, незначительная, волнообразная и др.) Заключение об эффективности коррекционно- развивающей работы за данный учебный год Педагогическая коррекция Психологическая коррекция Логопедическая коррекция Медицинская коррекция Работа с семьей


24 Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-дефектолога МОУ Закон РФ «Об образовании» от г. 12 ФЗ. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образование)». Принят Гос.Думой г. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от г. 124-ФЗ (в ред. от г.). Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» с изменениями от 10 марта 2000 г. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (с изменениями от 23 декабря 2002 г.). Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» (с изм. и доп. от 26 декабря 2000 г.). Письмо МО РФ от 3 ноября 2000 г. 27/ «О программах для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Письмо МО РФ от 24 января /32-05 «О защите конституционных прав на образование детей- инвалидов, страдающих умственной отсталостью». Письмо МО РФ от 22 февраля 1999 г. N 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы». Инструктивно-методическое письмо ГУОиН Челябинской области от 14 октября 2002 года «Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Челябинской области». «Об утверждении областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области». Письмо МОиН Челябинской области от г. «О внесении изменений и дополнений в областные базисные учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов V, VII видов Челябинской области».


25 Система коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога МОУ (по А.Д. Вильшанской ) Задачи коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога: Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка для осуществления специального коррекционное воздействие (учебная и познавательная деятельность). Проведение индивидуальных и групповых занятий, обеспечивающих усвоение программного материала. Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия. Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания учащегося. Динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения//Дефектология. – С


26 Направления деятельности учителя-дефектолога МОУ Диагностическое Коррекционно-педагогическое Консультативное Просветительское Организационно-методическое


27 Диагностическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: АРКТИ,2000. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.:АРКТИ,2003. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей.- М.: В. Секачев Институт общегуманитарных исследований,2004. Хилько А,А, Шипицина Л.М. Психолого – педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.- СПб,1995. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Владос, Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М.:Издательский центр Академия,2002. Марковская И. Ф. Задержка психического развития ( клинико-нейропсихологическая диагностика).- М, Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей.- М..- Линка-Пресс, Астапов В.М Диагностика развития понятийных форм мышления.- М.: АРКТИ, Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей.-М.: Флинта,2003. Лалаева Р. И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб:Союз,2003. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.-М: НЦ ЭНАС, Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, Из опыта работы ПМПК Тракторозаводского района (заведующая Н. Н. Никифорова ) и МОУ СОШ 39 (директор О.В. Забабурина)


28 Направления деятельности учителя-дефектолога МОУ Диагностическое Коррекционно-педагогическое Консультативное Просветительское Организационно-методическое


29 Коррекционно-педагогическое направление деятельности учителя- дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога МОУ (по А.Д. Вильшанской) сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие словесных и наглядных форм мышления); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала


30 Методическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно- практическое руководство. – СПб.: Речь, Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб. – М.: «Ось-89», Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, Субботина Л. Ю. Игры для развития и обучения. Дети 5 – 10 лет.- Ярославль: Академия Холдинг, Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, Мазепина Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребёнка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н / Д: Феникс. Ярёменко Б.Р., Ерёменко А.Б. Минимальные дисфункции головного мозга.- СПб,1999. Титова О.В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.- М.: Гном и Д, Тарасова О.В., Шамарина Е.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР средствами математики.-М.: Гном и Д,2005. Тихомирова Л.Ф. Упражнение на каждый день: Логика для младших школьников.-Ярославль: Академия Холдинг,2003. Холодова О. Задания по развитию познавательных способностей.-М.:РОСТ,2003. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М.: Школа- Пресс1,2001. Коррекционная педагогика в начальном образовании под редакц. Кумариной Г. Ф.- М.: Академия,2001. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе.- С Пб : Речь,2004. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма,чтения./ Под ред. Лубовского.-М.:Школьная Пресса,2004. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно- развивающего обучения.-М.:Гном и Д,2003. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты.-М.:Владос,1999. Степанова О.А. Игровая школа мышления.-М.:ТЦ Сфера,2003.


31 Программно-методическое обеспечение деятельности учителя-дефектолога Коррекционно-развивающая программа Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4). Подготовительный класс/ Под ред. Шевченко.-М.: Школьная Пресса,2004. Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум. – М.: Гном и Д, Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд. 3-е, М.: «Ось-89», Семаго Н.Я, Семаго ММ. Формирование пространственных представлений. Формирование произвольной регуляции.-М.:АРКТИ,2000. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М.: Издательский центр Академия, Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания Программа для детей 5 -9 лет.- М: ТЦ Сфера, Тихомирова Л.Ф., Басов Развитие логического мышления.-Ярославль: ТОО Гринго, Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- Ярославль: Академия Холдинг, Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития.-М.:Владос,2004. ПавловаТ.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.- М.: Школьная Пресса,2004. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: ТЦ Сфера,2002. Семенович А.В. Эти невероятные левши.-М.:Генезис,2004. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.-М.: ТЦ Сфера,2003.


32 Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут : Психолог Логопед Дефектолог Программа коррекции специалистов МОУ: Специалист Направления коррекционной работы ПрограммаФорма занятий ПсихологРазвитие пространственных отношений, формирование навыков взаимодействия в группе Коррекция, развитие и формирование высших психических функций (Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и нейрофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, – 288 с.) Групповая ЛогопедРазвитие фонематического слуха Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., – 304 с. Групповая Нормализация звукопроизношения Инд.-подгрупповая ДефектологВосполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках Образовательная программаИнд.-подгрупповая Заключение специалистов ПМПК Ведущий специалист ___________________________________________________________________ на ________ полугодие ________________ учебного года Обучающегося ______________________________ Ф.И.О. обучающегося ___________________________________________________


33 Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога - психолога Международные акты в области охраны прав и законных интересов ребенка. Закон РФ «Об образовании» от г. 12 ФЗ. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от г. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от Ф3 (в ред. от г.). Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» 636 от Постановление правительства РФ 612 от г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Постановление Министерства труда и социального развития РФ 1 от г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ». Письмо Мо РФ 70/23-16 от г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». Письмо МО РФ от ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Инструктивное письмо МО РФ 29/ от г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».


34 Примерная документация педагога-психолога (по рекомендациям Коноваловой И. Формы учета деятельности и отчетности педагога- психолога образовательного учреждения» //Управление школой. – – С.11-14) Годовой план работы График (расписание) на рабочую неделю Журнал учета видов работы: Диагностика; Консультирование Развивающая и коррекционная работа Просветительская работа Экспертная работа Организационно-методическая работа Аналитический отчет за учебный год


35 Годовой план работы педагога-психолога Виды деятельностиПланируемые мероприятия СрокиПримечания Диагностика 2Развивающая и коррекционная работа 3Консультирование 4Просветительская работа 5Экспертная работа 6Организационно- методическая работа


36 График (расписание) на рабочую неделю педагога-психолога Дни неделиПланируемые мероприятия с указанием времени и места Примечание Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота


37 Журналы учета видов работы педагога-психолога Диагностика Дата, времяФ.И.О., возрастОт кого поступил запрос Характер диагностики Примечания и рекомендации Название диагностической методики Основная направленностьИсточник 123 Консультирование Дата, времяФ.И.О., возраст, др.данные Причина обращения Характер консультации, тематика Примечание 12345


38 Журналы учета видов работы педагога-психолога Развивающая и коррекционная работа ДатаС кем проводится занятие Тема занятияПримечание 1234 Тема занятия ____________________________ Фамилия, имя, класс/группаОсновная направленностьПримечание 123 Работа по программе ______________


39 Журналы учета видов работы педагога-психолога Просветительская работа Дата проведенияС кем проводится занятие Тема занятия, форма занятия Примечание 1234 Экспертная работа Дата проведенияЦель проведения, формаПримечание 123 Организационно-методическая работа ДатаСодержание работыПримечание 123


40 Аналитический отчет за учебный год педагога-психолога В целом проведено за __________ (период) Всего приемов детей Возрастные группы До 3 лет3-5 лет5-7 лет7-10 лет10-12 лет12-15 летСтарше 15 Всего приемов взрослых РодителейСпециалистов Проведено индивидуальных обследований ПервичныхПовторных Проведено индивидуальных консультаций ДетейВзрослых Проведено групповых консультаций Для детейДля педагогов/родителей Проведено Д. групповых диагностик В. Кол-во детей в групповой диагностике Кол-во взрослых в групповой диагностике


41 Аналитический отчет за учебный год педагога-психолога Проведено индивидуальных коррекционных занятий С детьмиСо взрослыми Проведено групповых коррекционных занятий С детьмиСо взрослыми Количество посещений детьми групповой коррекции Количество посещений взрослыми групповой коррекции Участие/проведение консилиумовПлановыхВнеплановых Проведено семинаровДля педагогов/ др.специалистов Для родителей


42 Требования к АРМ педагога-психолога (извлечение из положения о смотре-конкурсе автоматизированных рабочих мест (АРМ) педагогов-психологов общеобразовательных учреждений) Порядок оценивания оснащения и организации деятельности автоматизированных рабочих мест (АРМ) Оценивание АРМ педагогов-психологов МОУ осуществляется по следующим направлениям: Техническая подсистема АРМ: оснащение деятельности специалистов компьютерной техникой, необходимой для автоматизации выполнения ими наиболее типичных и трудоемких функций; наличие вспомогательных электронных устройств. средства связи с другими АРМ. Информационная подсистема АРМ: материалы психологической службы в виде массивов информации, баз данных и т.д.; электронные версии просветительско-профилактических материалов. Программное обеспечение АРМ: офисные программы Word, Excel, Power Point и др.; психодиагностические программы; программы статистической обработки данных; коррекционно-развивающие компьютерные программы; пакеты прикладных программ для создания автоматизированных информационных систем – справочные программы, программы для обработки таблиц, ведения массивов информации, создания и ведения баз данных; электронные учебники; другие программы, адекватные характеру решаемых педагогом-психологом задач. Организационное обеспечение АРМ: включенность АРМ в структуру деятельности Службы… и образовательный процесс учреждения (обеспеченность АРМ всех направлений деятельности Службы…); документооборот Службы… в ОУ (электронные и соответствующие им стандартизированные версии отчетов, индивидуальных характеристик, аналитических справок, карт взаимодействия и т.д.); степень владения АРМ сотрудниками Службы…; возможность совершенствования АРМ. Системы обеспечения конфиденциальности психологической информации. Эргономические характеристики АРМ (рациональность организации рабочего места, освещенность рабочей зоны и т.д.).


43 Параметры оценивания АРМ педагога-психолога Основные подсистемы АРМ Обеспечение АРМБаллМакс Техническая подсистема АРМ Компьютер: монитор, процессор, клавиатура, мышь, аудиоколонки. Принтер Сканер Модем Телефон Компьютерная сеть Дисковые накопители: лазерные диски CD-R, CD-RW. 0,5 0,2 0,5 0,3 Информационная подсистема АРМ База данных с результатами мониторинговых исследований 3


44 Параметры оценивания АРМ педагога-психолога Основные подсистемы АРМ Обеспечение АРМБаллМакс Программное обеспечение АРМ офисные программы Word, Excel, Power Point и др.; психодиагностические программы; программы статистической обработки данных; коррекционно-развивающие компьютерные программы; электронные версии просветительско- профилактических материалов (видеофильмы, учебники, фотоальбомы и т.д.) прикладные программы для создания автоматизированных информационных систем другие программы, адекватные характеру решаемых педагогом-психологом задач


45 Параметры оценивания АРМ педагога-психолога Основные подсистемы АРМ Обеспечение АРМБаллМакс Организационное обеспечение АРМ включенность АРМ в структуру деятельности Службы… и образовательный процесс МОУ (обеспеченность АРМ всех направлений деятельности Службы…) документооборот Службы… в ОУ (электронные и соответствующие им печатные стандартизированные версии отчетов, индивидуальных характеристик, аналитических справок, карт взаимодействия и т.д.) степень владения АРМ сотрудниками Службы… возможность совершенствования АРМ Системы обеспечения конфиденциальности психологической информации. парольный вход в информационную систему1 Эргономические характеристики АРМ рациональность организации рабочего места освещенность рабочей зоны 1


46 Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПК Инструктивное письмо МОРФ от г. 27/ «О психолого-медико-педагогической комиссии» Постановление правительства РФ 612 от г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи». Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» 636 от Письмо МО РФ 29/ от г. «Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА». Письмо МО РФ от г. 127 / «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо Мо РФ 70/23-16 от г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». Методическое письмо МО РФ 48 от г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов». Постановление Правительства РФ 1279 от г. «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием». Постановление Губернатора Челябинской области 512 от г. «Об утверждении примерного положения о психолого-медико-педагогической консультации». Инструктивно-методическое письмо «О приведении документации ПМПК в соответствие с законодательством РФ и Челябинской области от г Приказ ГлавУО 257 от г. «О психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». Приказ ГУОиН и ГУЗО от 27/ г /257 «О системе взаимодействия муниципальных органов образования и здравоохранения по раннему выявлению детей с патологией в развитии». Письмо ГУОиН от г «Об инструкции по правилам госпитализации детей и подростков в отделения ЧО КСПНБ 1».


47 Управление образования (города, района) ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ППМС-центр, ЦДиК) Подробный адрес, телефоны ________________________ КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дано _______________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка, дата рождения, адрес) в том, что он(она) был(а) обследован(а)________________________________________________________________________________________________ (дата обследования на ПМПК) Заключение: _________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: _____________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________ М.П. (печать учреждения, учредителя, в состав которого входит ПМПК)Специалисты ПМПК:


48 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА НА ПМПК Дата обследования: __________________ Ф.И.О. _______________________________________________________________________________________ Дата рождения: ___________________ Адрес: ______________________________________________________ Школа (детский сад) _________________ Класс (группа)__________________________________________ Направлен на ПМПК (кем):______________________________________________________________________ Цель направления _____________________________________________________________________________ Сведения о родителях: Мать (Ф.И.О.)____________________________________________________________________ года рождения Образование __________________________________________________________________________________ Профессия ____________________________________________________________________________________ Отец (Ф.И.О.) ___________________________________________________________________ года рождения Образование __________________________________________________________________________________ Профессия ____________________________________________________________________________________ Наследственная отягощенность: и прежде всего психоневрологические заболевания _____________________ Динамика и структура семьи: браки, разводы, последовательность рождения детей и т.д. ___________________________________________ Особенности воспитания и социального развития ребенка: социально-профессиональный статус родителей ребенка и других членов семьи, образовательный уровень, человекоформирующий и развивающий потенциал семьи _ __________________________________________ Акушерский анамнез: предшествующий настоящей беременности Течение беременности и родов: __________________________________________________________________ Раннее развитие: до года _______________________________________________________________________ Психо-моторное развитие: с рождения до настоящего времени, динамика развития ______________________


49 Перенесенные заболевания: С рождения и в первую очередь те, которые могут иметь прямое или косвенное отношение к психологическому развитию ребенка ___________________________________________________________ Диспансерный учет или наблюдение: У каких специалистов состоял или состоит и с какого времени, когда снят с учета _____________________ Заключения предыдущих ПМПК, ВКК с указанием выполнения их рекомендаций _____________________ Инвалидность (по какому заболеванию) _________________________________________________________ История обучения (с указанием видов учебных программ, смены учебных программ, переводов в другое образовательное учреждение, другой детский коллектив, адаптационного периода, пропуска занятий и по каким причинам. Дублирование классов и по каким причинам и т.д.) ________________________________ Основные жалобы: Перечень жалоб ребенка, родителей или заменяющих их лиц, сведения из характеристик, выписок из мед. документации и т.д. ___________________________________________________________________________ Заключение окулиста: острота зрения, патология _________________________________________________ Заключение лор-врача (при необходимости заключение сурдолога) __________________________________ Заключение невролога (при необходимости заключение ЭЭГ, ЭхоЭГ ________________________________ Заключение педиатра (соматический диагноз) ___________________________________________________ Психический статус __________________________________________________________________________ Ведущий патологический синдром _____________________________________________________________ Диагноз (по МКБ-10) _________________________________________________________________________ Рекомендации (только врача психиатра, рекомендации остальных специалистов – в общем заключении) ___________________________________________________________________________________________


50 Заключение врачей ПМПК Ф.И.О. __________________________________________________________________________________ Адрес: __________________________________________________________________________________ Кем направлен на ПМПК __________________________________________________________________ Цель направления ________________________________________________________________________ Сведения о родителях: Мать: Ф.И.О., возраст __________________________________________________________________ Отец: Ф.И.О., возраст ______________________________________________________________________ Социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, динамика, структура семьи, характеристика микросреды: ______________________________________________ Заключение врача-педиатра (диагностические данные об общем физическом состоянии и динамических изменениях в этой сфере. Сведения о состоянии слуха, зрения): ___________________ Данные неврологического обследования _______________________________________________________ Заключение врача-психиатра (данные о психическом состоянии и динамике психического развития): __________________________________________________________________________________ Диагноз: __________________________________________________________________________________ Рекомендации: _____________________________________________________________________________ Дата: _____________


51 Заключение психолога ПМПК Ф.И.О ребенка, дата рождения _____________________________________________________________ I.Инвариантная часть 1.Анализ возрастных этапов развития с позиции критических периодов и основных новообразований 1.1. Новообразования в личностной сфере ____________________________________________________ 1.2. Новообразования в познавательной сфере ________________________________________________ 2. Анализ актуального уровня социальной ориентации и адаптации личности 2.1. Система взаимодействия «Ребенок-взрослый» _____________________________________________ 2.2. Система взаимодействия «Ребенок – ребенок» _____________________________________________ 2.3. Адаптивные модели поведения: индивидуальный и групповой уровень ________________________ 2.4. Дезадаптивные модели поведения: индивидуальный и групповой уровень ______________________ 2.5. Средства общения _____________________________________________________________________ 2.6. Формы самопрезентации: _______________________________________________________________ 3. Особенности личностной сферы 3.1. Структура личности ___________________________________________________________________ 3.2. Эмоционально-мотивационный компонент ________________________________________________ 3.3. Самооценка __________________________________________________________________________ 3.4. Структура ценностных ориентаций ______________________________________________________ 3.5. Структура самосознания _______________________________________________________________ 4. Особенности интеллектуальной сферы 4.1. Характеристика вербального интеллекта _________________________________________________ 4.2. Характеристика невербального интеллекта _______________________________________________ 4.3. Практическая составляющая интеллекта __________________________________________________ 4.4. Теоретическая составляющая интеллекта _________________________________________________ 5. Заключение ___________________________________________________________________________ 6. Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноз развития с позиции алаптивных характеристик личности и особенностей интеллектуальной сферы _______________________________________


52 II. Вариативная часть Характеристика основных психических функций 1.Перцепция ________________________________________________________________________ 2.Внимание _________________________________________________________________________ 3.Мнемоника ________________________________________________________________________ III. Психологическая информация, отвечающая персональному запросу на ребенка _________ Дата, подпись психолога ______________________________


53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЕФЕКТОЛОГА ПМПК Ф.И.О. ребенка, дата рождения 1.Соответствие общего развития ребенка его образовательному уровню 1.1. Уровень социальных представлений и ориентировок: 1.2. Степень развития школьно-значимых функций: 1.3. Характеристика образовательного уровня: знания, умения, навыки 1.4. Особенности усвоения программного материала и причины затруднений. Сопоставление образовательного уровня с клинико-психологической структурой развития 1.5. Обоснование рекомендуемого вида программы обучения и воспитания 2. Прогнозирование зоны ближайшего развития в рамках выявленных проблем обучения и развития Дата_________________ Подпись:_________________


54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА ПМПК Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________ Возраст, школа, класс, д/с _______________________________________________________________ Дополнительные сведения (проводимая логопедическая коррекция, существенные данные речевого анамнеза – время появления речи, заикание, и др.)___________________________________________ Импрессивная речь (понимание словаря, предложений, грамматических форм слов, в т.ч. со скрытым смыслом, пословиц, метафор) ____________________________________________________________ Активный словарный запас (обобщение, продолжение тематического ряда, подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов, навык объяснения значения слова, временные представления) ______________________________________________________________________________________ Грамматический строй (употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, особенности согласования, словоизменения, использование способов словообразования)______________________________________________________________________ Фонетическая сторона речи Звукопроизношение СЗЦШЖЩЧРЛЙ Изолиров. Слоги/слова Предложения


55 Другие особенности звукопроизношения ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Звукослоговая структура слова ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Состояние просодики, темп, ритм, выразительность речи _____________________________________ ______________________________________________________________________________________ Строение и моторика артикуляционного аппарата ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Самостоятельное связное высказывание (серия сюжетных картин, пересказ прослушанного текста и др.)___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Нарушения письма (под диктовку, самостоятельные виды письма, списывание)__________________ ______________________________________________________________________________________ Нарушения чтения _____________________________________________________________________ Состояние фонематического слуха (изолир., в слогах, в словах; миним., средн., контрастность) ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Навыки акустического анализа и синтеза (звук на фоне слова, позиция звуков в слове, последовательность, количество звуков, слогов, составление слова из разрозненных элементов)____ ______________________________________________________________________________________ Заключение __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Дата: ________________ Подпись: _________________


56 Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПк ОУ Письмо МО РФ от г. 127 / «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Приказ о создании ПМПк ОУ. Положение о ПМПк ОУ. Договор о взаимодействии Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума ОУ. Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) воспитанника (учащегося образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. План работы ПМПк ОУ на учебный год. Отчёт о работе ПМПк ОУ. Журнал записи и учёта на ПМПк ОУ. Журнал протоколов заседаний ПМПк ОУ. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ОУ. Журнал регистрации детей, направленных на ПМПК. Карта развития ребёнка: - представления специалистов ПМПк, - коллегиальное заключение ПМПк, - коррекционно-образовательный (коррекционно-развивающий) маршрут ребёнка, - лист динамики развития ребёнка, - протокол РПМПК (ОЦДиК).


57 Письмо МО РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 127 / 901 от г. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобразование России) Москва. М-230. ГСП ул. Люсиновская. 51 Телефон: Факс: Телетайп: КОНОИД /901-6 На N ______________ На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует: Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации: о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1); о формах учета деятельности специалистов ПМПк (Приложение 2). Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до по предлагаемой форме (Приложение 3). Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответствующих кадров, ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4). Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк. Заместитель Министра образования Российской Федерации Е.Е.Чепурных


58 Письмо МО РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 127 / 901 от г. Приложение 1 О порядке создания и организации работы психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения 1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. 2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. 3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. 4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК. 5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно- воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель- дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра. 6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. 7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются: выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.


59 Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ________________) и ПМПк образовательного учреждения _________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: - при возникновении трудностей диагностики;- в спорных и конфликтных случаях; - при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня :- о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико- педагогической помощи; - о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; - об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико- педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико- педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. Руководительобразовательного учреждения ____________________(подпись) Председатель ПМПк М.П. Заведующий ПМПК ____________________(подпись) М.П.


60 Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико- педагогическом обследовании и сопровождении Руководитель образовательного учреждения __________________________________________ __________________________________________ ______________________________(указать фамилию, имя. отчество) подпись_____________ М.П. Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника __________________________________________ __________________________________________ ______________________________ (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись______________ М.П. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико- педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого- медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.


61 Отчёт о работе психолого-медико-педагогического консилиума МОУ за 200 ___ - ___ учебный год (МОУ) Количество заседаний Всего обсле дован о Из них (возраст)обследованоРекомендации консилиумаНаправлено в ПМПК Направлен о в другие учреждени я (указать какие) пла нов ых внеп лано вых впервыеповторно7-10 лет лет лет


62 Карта развития ребёнка Карта развития ребёнка включает: - паспортные данные ребёнка (социальная часть); -анамнестические сведения о развитии; -представления специалистов ПМПк МДОУ; -коллегиальное заключение ПМПк МДОУ; -коррекционно-образовательный (коррекционно-развивающий) маршрут; -лист контроля динамики развития; -протокол обследования ПМПК (в случае обследования ребёнка в РПМПК и /или в ОЦДиК). Социальная часть карты Ф.И.О. ребёнка ____________________________________________ Дата рождения ____________________________________________ Ф.И.О, матери (лица, её заменяющего)________________________ Возраст __________________________________________________ Образование ______________________________________________ Профессия ________________________________________________ Ф.И.О. отца (лица, его заменяющего) _________________________ Возраст __________________________________________________ Образование ______________________________________________ Профессия ________________________________________________ Условия жизни ребёнка _____________________________________ Заполняется социальным педагогом


63 Анамнестическая часть карты Ф.И.О. ребёнка ____________________________________________ Дата рождения _____________________________________________ Течение беременности ______________________________________ Роды _____________________________________________________ Раннее развитие (своевременное, опережающее, с задержкой)_____ Перенесённые заболевания, травмы ___________________________ Наблюдение у невролога (других специалистов)_________________


64 Рекомендуемая форма представлений: Схема психологического представления Ф.И.О. ребёнка ____________________________________________ Возраст __________________________________________________ Особенности поведения _____________________________________ Общая осведомлённость ____________________________________ Темп психической деятельности, работоспособность ____________ Характеристика моторики ___________________________________ Характеристика внимания __________________________________ Особенности мнестической деятельности _____________________ Характеристика мыслительной деятельности __________________ Характеристика мотивационно-волевой сферы _________________ Эмоционально-личностные особенности ______________________ Характер межличностных отношений _________________________ Заключение _______________________________________________ Вероятностный прогноз развития _____________________________ Рекомендации _____________________________________________ Педагог-психолог /подпись/______


65 Схема логопедического представления Ф.И.О.ребёнка ___________________ Возраст _________________________ Речевое развитие: -первые слова ______________________________________________ -простая фраза _____________________________________________ -развёрнутая фраза __________________________________________ Особенности строения артикуляционного аппарата _____________ _ Состояние фонетической стороны речи ________________________ -звукопроизношение ________________________________________ -звуко-слоговая структура слова ______________________________ Состояние фонематической стороны речи ______________________ Языковой анализ и синтез ____________________________________ Лексико-грамматические представления _______________________ Особенности устной речи ____________________________________- Уровень развития связной речи ______________________________- Заключение _______________________________________________ Рекомендации _____________________________________________ Учитель-логопед /подпись/___________________________________


66 Схема педагогического представления Ф.И.О. ____________________________________________________ Возраст ___________________________________________________ Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка ______________________________________________ Сформированность учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы МДОУ) _____________ Психофизиологические функции (тонкая моторика, координация движений, темп деятельности и т.п.) _______________ Эмоционально-поведенческие особенности _____________________ Предполагаемые причины затруднений в усвоении программного материала МДОУ______________________________ Заключение ________________________________________________ Рекомендации ______________________________________________ Педагог /подпись/ ___________________________________________


67 Схема коллегиального заключения Ф.И.О. ребёнка ______________________________________________ Дата рождения _______________________________________________ Дата обследования ___________________________________________ Заключение психолога ________________________________________ Заключение логопеда _________________________________________ Заключение педагога _________________________________________ Заключение ПМП консилиума _________________________________ Рекомендации ПМП консилиума _______________________________ Председатель ПМПк /подпись/ _________________________________ Члены ПМПк /должность, подпись/ _____________________________


68 Лист контроля динамики развития Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы Разделы коррекционно- развивающей работы Динамика за первое полугодие, особенности РекомендацииДинамика за второе полугодие Рекомендации 1.Педагогическая коррекция 2.Психологическая коррекция 3.Логопедическая коррекция 4..Медицинская коррекция 5. Работа с семьёй


69 Итоги усвоения общеразвивающей ( общеобразовательной, коррекционно-образовательной) программы Разделы программы Уровень развития ребёнкаДинамика (положительная, отрицательная, волнообразная, незначительная) Заключение об эффективности воспитания и обучения за год I полугодиеII полугодие В графу разделы программы заносятся основные учебные дисциплины, предусмотренные программой (для МОУ).


70 Перечень обязательной документации, оформляемой при направлении воспитанников, обучающихся на ПМПК Заключение психиатра. Заключение окулиста. Заключение лор-врача (сурдолога). Подробная выписка из истории развития ребёнка (готовится участковым педиатром по амбулаторной карте ребёнка). Логопедическое представление. Психологическое представление. Педагогическая характеристика (составляется педагогом, непосредственно работающим с ребёнком и заверяется руководителем ОУ). Рисунки, письменные работы ребёнка (2-3 рис.). Обследование детей на ПМПК района осуществляется в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка.


71 Схема педагогической характеристики на ребёнка Ф.И.О. ребёнка. Дата рождения. Учреждение __. Класс Программа воспитания и обучения. Срок пребывания в данном ОУ. В каком возрасте поступил в ОУ. Откуда поступил (из семьи, из другого учреждения с указанием причины перевода). Соматическое здоровье (наличие хронических заболеваний, частота простудных заболеваний). Социально-бытовые навыки. Оценка адаптации ребёнка в группе (хорошая, удовлетворительная, недостаточная, плохая и т.п.). Особенности латерализации (праворукий, леворукий, амбидекстер). Моторика (особенности развития мелкой и крупной моторики). Основные трудности, отмеченные в усвоении программы, причины затруднений и т.п. Отношение к занятиям (особенности деятельности, усидчивость, заинтересованность). Эмоционально-личностные особенности (конфликтность, агрессивность, тревожность, самооценка и т.п.). Основные трудности в общении. Особенности обучения ребенка Общая оценка развития и поведения ребёнка, предложения педагога по работе с ребёнком. Цель направления на ПМПК. Педагог Руководитель ОУ М.П.



Схема взаимодействия специалистов в коррекционной работе

Похожие записи:



Бегемот из воздушных шаров как сделать

Поздравление с днем рождения маленькой сестренке от сестры своими словами

Изготовим окно из дерева своими руками
Читать новость Схема взаимодействия специалистов в коррекционной работе фото. Поделитесь новостью Схема взаимодействия специалистов в коррекционной работе с друзьями!